В Казахстане на полмиллиона тенге оштрафовали водителя, перевозившего мигрантов

В прошлую субботу Махабат Кожобергенова выехала на маршрутке из Бишкека в Москву. Она рассказала, что в Казахстане автотранспорт был задержан на основании того, что у водителя «нет разрешения на перевозку пассажиров», из-за чего она и другие мигранты, всего 17 человек, остались практически на дороге:

- В субботу вечером, 3 февраля мы выехали из Бишкека. Заехав через КПП «Кордай» на территорию Казахстана, спокойно прошли две проверки. Через два дня, когда мы уже почти доехали до границы с Россией, нас остановили сотрудники Дорожно-транспортной полиции Казахстана. Они сняли всех нас на фото, видео, проверили документы и сказали, что у водителя нет какого-то необходимого документа от Министерства транспорта и дорог Кыргызстана. Остановив машину, они вывели из нее 17 человек. Некоторые из них ехали в долг – то есть в Москве их должны были встретить родственники и оплатить их проезд. Были и такие, у кого с собой вообще не было денег.

Маршрутка, которая везла мигрантов в Москву, пройдя посты «Кызыл-Ордо» и «Арал», была остановлена в Актюбинской области. Водитель Авазбек Ырыскулов рассказал, что на него был наложен штраф в 500 тысяч тенге:

- Я уже давно занимаюсь частным извозом. Раньше так не мучали. Первый сказал, что «нужен документ, разрешающий перевозку пассажиров». Я не могу понять, о чем речь. Второй говорит, что, оказывается, нужен список пассажиров, а документ из бишкекского офиса, где от руки написаны имена и проставлена печать, они отказались признавать. Не только меня — и тех, кто до меня ехал, тоже оштрафовали на 500 тысяч тенге.

Водитель признался, что как индивидуальный предприниматель он платит государству налоги, но разрешения на перевозку пассажиров не получал:

- Мы не берем специальные разрешения на перевозку пассажиров. Ездим как частные водители. На «спринтерах» так ездят все, не только я. У меня есть патент индивидуального предпринимателя, в месяц плачу 3 тысячи сомов. Документы на машину есть, медицинские справки тоже.

Автобус, сгоревший в Актюбинской области 18 января, архивное фото.

Автобус, сгоревший в Актюбинской области 18 января, архивное фото.

В Казахстане проверки автотранспортных средств, которые везут мигрантов в Россию, усилились после январьской трагедии, когда из-за пожара в автобусе погибли 52 гражданина Узбекистана.

Между тем заместитель директора Западного автовокзала в Бишкеке Алмазбек Байсопуев говорит, что те, кто выезжает в дальнюю дорогу с частными водителями, не задумываются о своей безопасности:

- Микроавтобусы стоят в разных частях города и сами забирают пассажиров. Никто не следит за их графиком работы и отдыха. Те, кто соглашается ехать с ними, вверяют водителю свою жизнь. Они работают по заказу, но на пропускных постах говорят, что пассажиры, мол, их «родственники, близкие», и так пересекают границу.

Алмазбек Байсопуев отметил, что автобусы, совершающие международные перевозки, должны проходить техосмотр и специальный досмотр:

- Автобусы, которые работают у нас на законных основаниях, проходят положенный техосмотр. Непосредственно перед выездом транспортное средство еще раз проверяет механик. Кроме того запрашиваются и имеются разрешительные документы Министерств транспорта России и Казахстана, для беспрепятственного проезда по территории этих стран. Утверждаются время маршрута, графики выездов, техосмотра. Кроме того, при нашем министерстве [транспорта и дорог] есть Агентство по транспорту. У них тоже надо получить разрешение для осуществления перевозок пассажиров. Для получения этого документа проверяются состояние автобуса, стаж водителя, и только после этого утверждается маршрут. Также в договоре прописан пункт о страховании на случай ЧП.

Так как поездки на автотранспорте дешевле, чем стоимость авиа и железнодорожных билетов, большинство мигрантов, выезжающих в Россию, выбирают этот рискованный путь.

По данным Посольства КР в России, в 2017 году из 191 кыргызстанца, чьи тела были отправлены из Москвы и Московской области на родину, почти 30% погибли в дорожных авариях.

Азаттык